Президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин 1 марта 2023 г. дали старт полноценному движению поездов по Большой кольцевой линии (БКЛ) Московского метрополитена. Строительство БКЛ явилось крупнейшим в мире проектом метростроения. Протяжённость Большой кольцевой линии в Москве составляет 70 км путей с расположенными на ней 31 станцией и тремя электродепо. Прежним мировым лидером был проект Второй кольцевой линии Пекинского метро, протяжённость которой составляет 57 километров.
«Большая кольцевая линия значительного улучшит работу московского метро, а вместе с ней и всей транспортной системы Москвы. Десятки более коротких и удобных маршрутов, десятки миллионов сэкономленных часов, больше комфорта для миллионов пассажиров и возможности для развития подземки на долгие годы вперёд – вот что значит для Москвы наше новое Большое кольцо.
Успешная реализация проекта БКЛ – итог работы всех городских служб, Строительного комплекса и, конечно, метростроителей. Огромное спасибо Вам, Владимир Владимирович, за поддержку планов развития города. И спасибо за решение об учреждении нового профессионального праздника – Дня метростроителя», – обратился к президенту России Сергей Собянин.
По указанию мэра Москвы первые пять дней после полноценного запуска движения поездов вход на станции БКЛ для пассажиров был бесплатным.
Строительство Большой кольцевой линии Московского метрополитена было задумано ещё в советские годы. Однако к реализации этих планов в столице приступили лишь в 2011 г. по решению Сергея Собянина. На строительство БКЛ ушло всего 11 лет. Станции построены в рекордно короткие сроки: работы на них велись в среднем 2–3 года. В пиковый период строительства в работах участвовали 11, 5 тыс. человек. Теперь пассажиры могут сэкономить до 45 минут в день с новыми маршрутами. Им не нужно ехать в центр для пересадки на другую линию.
На церемонии открытия президент России Владимир Путин подчеркнул, что Большая кольцевая линия качественно изменит всю транспортную систему столицы.
«Она разгрузит многие автострады, станет хорошим стимулом для развития и благоустройства прилегающих городских территорий, сделает жизнь мегаполиса, его жителей и гостей более удобной и динамичной», – отметил глава государства.
Несомненно, ввод БКЛ уже заметно улучшил транспортное обслуживание 15 млн жителей столицы и Подмосковья. На многих маршрутах теперь можно сэкономить достаточно большое количество времени. Так, время поездки от станции «Рижская» до «Сокольников» сократилось в 5, 5 раза (с 17 до трёх минут). Путь от «Варшавской» до аэропорта Внуково стал быстрее вдвое (40 минут вместо 80). В два раза быстрее (за 22 минуты вместо 48) теперь можно добраться от «Авиамоторной» до «ЦСКА». В 1, 5 раза быстрее (за 26 минут вместо 45) – от «Каширской» до «Университета».
БКЛ соединила существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволяет разгрузить пересадочные контуры московского метро. В ходе строительства БКЛ заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро: Рублёво-Архангельскую линию – на станции «Народное Ополчение»; Троицкую линию – на станции «Новаторская»; перспективную линию в Бирюлёво – на «Кленовом бульваре».
Помимо прочего в среднем до 15% прогнозируется снижение нагрузки на Третье транспортное кольцо и вылетные магистрали за счёт отказа от части поездок на личном автомобиле в пользу общественного транспорта. Несомненно, этот фактор положительно скажется на экологии города.
Благодаря Большому кольцу для миллионов людей стали ближе более 770 различных мест притяжения – парки, музеи, театры, спортивные комплексы, учебные и медицинские учреждения, промышленные предприятия. Среди них – парк «Сокольники», музей-заповедник «Коломенское», Битцевский парк, Гребной канал в Крылатском, стадион «ВЭБ Арена», завод «Москвич», ОЭЗ «Технополис Москва», московский политех и многие другие. Благодаря БКЛ в зоне притяжения новых станций будет создано 391 тыс. новых рабочих мест. На метрополитене будет создано 6 тыс. новых рабочих мест.
При проектировании станций использовались современные технологии информационного моделирования. Такой подход позволил сократить сроки строительства на несколько месяцев. Так, с помощью элементов информационного моделирования специалисты разработали прокладку трасс инженерных систем станций «Терехово» и «Кунцевская», выполнили расстановку оборудования, полностью связав его между собой.
Художественные решения станций Большой кольцевой линии произвели настоящую революцию в архитектуре метрополитена. Дизайн шести из них был определён по итогам международных архитектурных конкурсов. Все станции БКЛ имеют индивидуальный облик.
Появляясь в новых районах, метро даёт серьёзный толчок развитию этих территорий и активному вовлечению в экономику города. Так, по прогнозам, инвестиции в строительство новых офисных и торговых центров, объектов социальной сферы и спорта, а также жилья в Москве могут составить свыше 5 трлн рублей.